Кризис композиторской мысли – продолжить и углубить!

Несколько лет подряд отправлял своих корреспондентов слушать выпускные экзамены композиторов — выпускников Московской консерватории.

Какими образами навеяны творения молодых композиторов, остаётся гадать.

Какими образами навеяны творения молодых композиторов, остаётся гадать.

Цель очевидна — год за годом главная консерватория страны выпускает несколько композиторов, главная задача которых — определять лицо музыкальной культуры будущего.

Каждый год приходилось делать это с трудом — рецензенты, музыкальные журналисты с академическим образованием музыковедов просто не хотят погружаться в мир фантазий молодых композиторов, как правило фантазий настолько уродливых и банально бездарных, что от них физически болит голова и возникают проблемы с лексиконом, которым можно описать услышанное. Вернее, лексикон соответствующий в русском языке имеется, но он непечатный. Поэтому чаще всего материалы с таких событий не выходят.

Устав доказывать то, что среди выпускников обязательно должен проявиться будущий Рахманинов, Скрябин, Стравинский и Прокофьев (ну должны же когда-то появится, нельзя это пропустить), в нынешнем году сходил на экзамен сам. И вот что услышал.

Услышал смесь звуков, напоминающих сирены, оповещающие о воздушной атаке, вой диких животных и прочие звучания, нагнетающие доисторический ужас — эта электронная композиция с видео-проекцией открыла экзамен. На экране чёрно-белое мельтешение геометрических фигур. Вглядываться и вслушиваться желания не было — хотелось заткнуть уши и не смотреть на экран. Что и сделал.

Электронной музыкой баловались пытливые композиторы-неудачники на заре электронного века, однако ещё лет тридцать назад, в конце 1980-х, это стало малоинтересным. Тем не менее, есть ещё энтузиасты…

Послушал Сонату для альта и фортепиано. Первая часть — невнятное брожение по волнам таких же невнятных мелодий, вернее интонаций и фрагментов недосказанных фраз. Намеренно максимально неблагозвучно диссонирующие аккорды; мелодии, составленные из гармонически несвязанных нот. Лишь средняя часть в темпе модерато, раздумчиво-созерцательная, была разбавлена фрагментами музыкального материала, относительно приятного на слух.

При необходимости в сонате можно обнаружить все признаки полноценного произведения — есть форма и драматургия. Проблема в том, что именно — по необходимости. Одно из тех произведений, которые хочется недослушать и забыть.

Волшебного ощущения, которое всегда сопровождает действительно что-то талантливое, услышанное впервые — увидеть ноты, узнать, разобраться, понять как же это было сделано, – не возникает.

Был там и радикальный минимализм в форме переклички, а скорее чириканья каких-то птиц с абсолютно немузыкальными голосами, разбавленный невыносимо долгим мелодическим остинато.

Послушал «Еврейскую рапсодию», а вернее типичный, стандартный, всеобъемлющий и всеобщий эзопов язык диссонансов и крайней степени несочетания нот в мелодии, напрочь отвергающий все правила музыкальной речи, сложившийся за пятьсот лет развития музыкального искусств, разрушенный, раздробленный в последнее столетие. За нагромождением диссонансов и сознательного культивируемого неблагозвучия лишь угадываются характерные обороты, выдающие национальную принадлежность, указанную в названии…

Осилил Канату-мистерию «Псы сновидений». Люди, одетые во всё чёрное, пели о том, как псы что-то грызут во сне. И продолжают, продолжают грызть. Заодно композитор методично выгрызает мозг слушающих.

Позитивные моменты всё же были, поэтому не грех будет назвать фамилии авторов.

Павел Алексеев — «Триптих на русские темы» для струнного квартета и виолончельная соната. Первые произведения в этом смотре современных композиторов, где автор отказывается от намеренного искажения музыкального языка, его болезненного излома, оставаясь при этом вполне современным и интересным. В сочинении есть нечто архаичное, при этом явно русское, опирающееся на национальные корни. Ничего на первый взгляд выдающегося, но слушать было как минимум интересно.

Алина Подзорова — фортепианное трио и струнный квартет. Язык сложный, но в произведении есть мысль и логика, которые есть желание постигнуть.

В целом, тем не менее, ощущение удручающее, на грани тихой злобы. Лучшая консерватория страны, молодым талантам предоставляются все мыслимые и немыслимые возможности для образования. Музыкальный мир ждёт новых произведений, чает, чтобы пришли новые Прокофьевы, Рахманиновы, Стравинские. Ждёт, когда окончится этот пир сумасбродства, от которого слушатель уходит с концерта с больной головой уже несколько десятков лет.

Но они — и это самое поразительное, — рождённые уже после того, как подобное варварство в музыке отторгалось слушателями, всё продолжают и продолжают писать не музыку, но антимузыку. Продолжают культивировать в своей голове образы, чуждые человеческой природе, поскольку люди не хотят это слышать.

Они отталкивают академическую публику от классики, прямо воплощая собой термин «кризис современной академической музыки». И каждый из них лично ответственен за это.

Нельзя забывать, что музыка, настоящая музыка — это божественный язык, союз гармонии и мелодии, заставляющий замирать тысячи сердец в зале, наполняя их единым чувством благоговения перед мощью, красотой и величием замысла. Замысла, переданного нам великими композиторами языком, который понятен сердцу и разуму.

Остаётся надеяться, что когда-нибудь это всё-таки случится.


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…

  • Pavel Alekseev

    Уважаемый Евгений!

    Очень признателен Вам за исправление моего имени, позвольте и поправить название сочинения. Оно называется “Триптих на русские темы” для струнного квартета, если Вы о нём, а не о виолончельной сонате, которая тоже была исполнена в тот день.
    Спасибо

    PS Сочинения “Посвящение С. Прокофьеву” Вообще не было в программе госэкзаменов.