Два дня в конце сентября

«Звёзды Чайковского», «Итальянское рождество в Москве» и новые сессии «Classical Masters».

Записи в блоге веду не слишком регулярно. Описывать каждый день утомительно — делаю это не тогда даже, когда происходит что-то значимое, а скорее как появится время, желание и чувство, что пора черкнуть хоть что-то, – пусть даже хронику.

Четверг и пятница 27-28 сентября, которые пока держатся в памяти, отметились как раз такими, обычными, рядовыми событиями разной степени значимости. Их и опишу.

Svetlana Feodulova

Светлана Феóдулова выступит в концерте «Итальянское рождество в Москве» 24 декабря 2012.

Итак, днём 27-го — пресс-конференция на телеканале «Культура», где состоялась презентация нового концертного сезона Большого симфонического оркестра, возглавляемого Владимиром Федосеевым. Она собрала большое количество корреспондентов разных изданий, среди которых было много незнакомых лиц. Это всегда приятно — значит, к освещению событий в области классической музыки подключаются всё новые СМИ.

Сезон БСО откроет масштабной постановкой Артюра Онеггера «Царь Давид» с участием венского хора, который возглавляет дирижёр Иоганнес Принц. В силу своей сложности это крайне редко исполняемое произведение, в России оно скорее всего будет исполнено впервые. Премьера продолжит так называемый «царский» абонемент оркестра «Власть и судьба», в рамках которого коллектив даст концертные постановки оперы «Борис Годунов» и «Царя Эдипа» Игоря Стравинского.

В новом сезоне, как всегда, будет большое количество премьер, заявлены именитые солисты, сотрудничество с которыми продолжается много лет — пианист Денис Мацуев, виолончелист Александр Князев. Мацуев исполнит ещё одно крайне редкое для Москвы сочинение — Симфонию-кончертанто Кароля Шимановского №4 для фортепиано с оркестром, посвящённую Артуру Рубинштейну. Князев представит концерт Артюра Онеггера.

Очевидно, что программы Большого симфонического ориентированы на зрелую, эрудированную аудиторию, которую готовит к восприятию всё более сложных и содержательных программ философской, исторической и культурологической тематики.

В тот же день обсуждался ещё один проект, который инициирован уже нашей стороной. В прошлом году, по окончании XIV конкурса им. Чайковского, на фоне громко обсуждавшихся поражений очень и очень ярких исполнителей (в основном пианистов), я предложил Министерству культуры и Московской консерватории идею абонемента «Блистательные поражения» с участием конкурсантов, не дошедших до финала.

Идея понравилась, но воплотил её в самой близкой к первоначальному замыслу форме как всегда проницательный Валерий Гергиев у себя в Петербурге — что забавно, которому я её вообще не озвучивал. В Москве она воплотилась в более традиционной форме — цикл концертов победителей конкурса, которые пройдут в Московской филармонии.

Поскольку те, кто полюбился публике и был наиболее благожелательно отмечен прессой, но не дошёл до финала, повторно на московскую сцену так и не был приглашён, это было решено сделать от нашего издания Classica.FM. Кроме финалистов и победителей — Даниил Трифонов, Йол Юм Сон, Сёнг Чжин Чо, Алексей Чернов, в Москву вновь приедут Эдуард Кунц, Сара Данешпур из США, Франсуа Ксавье-Пуаза из Швейцарии.

Выступит и лауреат премии прессы Александр Лубянцев, а откроет цикл 6 октября в Концертном зале Центра Павла Слободкина харизматичный московский пианист Филипп Копачевский. Из-за участия в цикле победителей от названия «Блистательные поражения» решили отказаться, проект теперь называется «Звёзды Чайковского».

Поздно вечером четверга обстоятельно разговаривал с живущей в США композитором Полиной Назайкинской по поводу возможного участия в освещении изданием Classica.FM очередного фестиваля современной академической музыки СТАМ, который пройдёт в ноябре этого года. Этому крайне важному проекту остро необходимы спонсоры — в силу слабой информационной поддержки в предыдущие годы фестиваль ими не обзавёлся. Пользуясь случаем, приглашаю желающих финансово поддержать проект — в свою очередь, по давней традиции, наше издание с удовольствием освещает роль спонсоров.

28-го сентября, пятницу, по инициативе Алексея Шалашова, зам. министра культуры, прошла встреча в Московской филармонии, которую Алексей Алексеевич вновь возглавил. Проходила она в форме дискуссии с узким кругом журналистов и редакторов музыкальных и других изданий, которые освещают филармоническую жизнь и в целом события классической музыки.

Поскольку это было непубличное, неофициальное мероприятие, вопросы поднимались самые разные — разумеется, имеющие отношение к московской и российской музыкальной жизни. Ко многим из них в наших изданиях, в том числе Classica.FM, будем возвращаться в течение года — к примеру, к проблеме взаимоотношений Московской филармонии и РАО в части методики выплат авторских гонораров. Очередное судебное рассмотрение конфликта пройдёт в Верховном суде в середине октября.

Вечером пятницы на несколько часов растянулась встреча с прилетевшей в Москву певицей Светланой Феóдуловой — с ней мы решали вопросы сразу несколько проектов, в том числе вопрос её участия в концерте «Итальянское рождество в Москве», который пройдёт в рождественский вечер 24 декабря 2012 в концертном зале на Арбате, 48.

Подробности будут опубликованы чуть позже, сейчас же могу приоткрыть завесу — из Рима приедет композитор и дирижёр Габриеле Чампи с камерным ансамблем — вместе они представят в Москве «Рождественскую песнь» Чарльза Диккенса («A Christmas Carol») – интересное музыкальное представление для показа в Рождество, длящееся около 1 часа 30 минут (одночастное представление без антракта).

С нашей, российской стороны, концерт будет дополнен чтецом и сольными выступлениями Светланы — таким образом, московская публика сможет снова услышать уникальное колоратурное сопрано «невиданной красоты», как назвал его столичный музыкальный критик Владимир Ойвин. Концерт обещает быть красочным и интересным, тем более что в качестве чтеца думаю пригласить известную актрису — какую именно, пока обдумываю.

Остаётся добавить, что Светлана Феóдулова исполнит потрясающе красивые, некоторые — абсолютно неизвестные у нас произведения в уникальной инструментовке, а сопровождаться они будут фрагментами балета, выступлением Хоровой капеллы «Classica.FM» и ансамбля Большого детского хора им. В.С. Попова. Настоящий рождественский подарок, который сам начинаю ждать с нетерпением.

Кроме этих проектов в конце недели была детально проработана новая концепция Школы высшего исполнительского мастерства «Classical Masters», следующая серия мастер-классов которой намечается в 2013 году в Абхазии и Чехии, изумительных по природной красоте небольших городах — Сухуми и Карловы Вары. До этого мастер-классы проводились только в Москве. Будут приглашаться талантливые исполнители по специальностям фортепиано, скрипка, альт, виолончель, камерный ансамбль, сольное пение, композиция. У школы будет необычный формат, но об этом — в следующий раз.

Такими были четверг и пятница. Выходные проведу без музыки, в понедельник уезжаю во Львов, с музыкальной стороны пока не знакомый ни лично мне, ни нашим читателям. В этом необыкновенном по очарованию европейском городе будет проходить очередная сессия Молодёжной Академии стран СНГ — именно этому событию формально посвящена поездка и будущая тема моих следующих записей здесь.


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…