Нововенская школа, её корни, Малер и Капюсон

24 марта в Московской филармонии Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Владимира Юровского при участии скрипача Рено Капюсона представит три партитуры немецких и австрийских авторов XIX и XX столетий.

Основную идею программы дирижёр выразил в следующих словах: «Нововенская школа, её классические корни и Малер как связующее звено между австро-немецкой традицией и ХХ веком».

Скрипач Рено Капюсон

Нити, протянувшиеся между Пассакалией для оркестра Антона Веберна, Концертом для скрипки с оркестром Альбана Берга и Третьей симфонией Людвига ван Бетховена в редакции Густава Малера, объединяют эти сочинения в эмоциональное и логическое целое.

Пассакалия была написана Антоном Веберном в 1908 году, в период, когда он завершал обучение у главы Нововенской школы Арнольда Шёнберга. Обращение автора к этому жанру (полифоническим вариациям на basso ostinato), дань которому отдали в своё время Вивальди, Бах и Гендель, было продиктовано желанием выразить глубокие личные переживания. «За исключением скрипичных пьес и некоторых моих последних вещей для оркестра, все мои сочинения, начиная с “Пассакалии”, связаны со смертью моей матери», – признавался Веберн.

По стилю Пассакалия резко отличается от поздних произведений автора, служа вступлением к последующему его творчеству, а также служит мостиком, соединяющим стиль предшествующих эпох с одной стороны, и новым направлением в музыке, одним из творцов которого Веберну суждено было стать. Тема, открывающая Пассакалию и исполняемая струнными инструментами пиццикато, очевидно берёт исток в финале Третьей симфонии Бетховена.

Концерт для скрипки с оркестром – последнее завершённое сочинение другого ученика Шёнберга – Альбана Берга. Концерт был заказан Бергу американским скрипачом Луисом Краснером, видевшем в будущем произведении весомый «аргумент за атональную музыку и против негативного к ней отношения». Изначально композитор относился к выполнению заказа как к обстоятельству, мешающему его увлечённому труду над оперой «Лулу». Однако событие, произошедшее в апреле 1935 года, совершенно изменило отношение автора к этому опусу.

«Он ещё при жизни называл её ангелом. В этом не было преувеличения: девушка была прекрасна, как ангел», – писал один из друзей Берга, вспоминая о его отношении к дочери Альмы Малер-Верфель (вдовы Густава Малера) и архитектора Вальтера Гропиуса – юной талантливой Манон Гропиус, чья гибель от полиомиелита в возрасте восемнадцати лет произвела неизгладимое впечатление на знавших её.

«Я был прилежен, как ещё никогда в моей жизни», – признавался композитор, говоря о работе над Концертом, посвящённом им «Памяти ангела». Сочинение это стало для Берга и своеобразной автоэпитафией: сам он скончался в декабре того же 1935 года.

Третья симфония «Героическая» Людвига ван Бетховена, которую изначально композитор, как гласит легенда, посвятил Наполеону, а позже, когда тот провозгласил себя императором, посвящение снял, не изменив при этом ни одной ноты в партитуре, занимала одно из важных мест в репертуаре Густава Малера – выдающегося дирижёра своего времени. Малер исполнял Симфонию в городах Европы и США, а в 1902 году представил и петербургской публике.

Возможности, предлагавшиеся симфоническими оркестрами рубежа XIX–XX веков и большими концертными залами, диктовали, по мнению некоторых музыкантов, новый подход к исполнению произведений прошлого, в том числе и музыки Бетховена. Добиваясь совершенного звучания Третьей симфонии, Малер осуществил ряд изменений в её оркестровке, значительно расширил состав оркестра (например, ввёл шесть валторн вместо трёх «бетховенских» и т. д.).

Этот творческий акт вызвал множество упрёков в искажении авторского текста, отвечая на которые дирижёр обратился к слушателям одного из концертов со следующим письменным разъяснением:

«Из-за расстройства слуха, приведшего к полной глухоте, Бетховен утратил необходимый внутренний контакт с реальностью, с миром физических звуков именно в ту эпоху, когда могучий взлёт его замыслов вёл его к открытию новых выразительных средств, заставлял с неслыханной доселе смелостью обращаться с оркестром.

Это обстоятельство столь же известно, как и то, что свойства тогдашних медных инструментов совершенно исключали возможность извлечь некоторые последовательности звуков, необходимые для построения мелодии. Именно названный недостаток повёл со временем к усовершенствованию этих инструментов; потому было бы кощунством не использовать их для возможно более совершенного исполнения произведений Бетховена».

Несомненно, бетховенский текст, увиденный глазами Густава Малера и ныне впервые представляемый в Москве, может немало поведать современному слушателю об исполнительских традициях конца XIX – начала ХХ столетий, о почерке Малера-дирижёра; вероятно, позволит иначе взглянуть и на творчество Малера-композитора. Ккстати, высоко ценившееся Шёнбергом и его учениками – к примеру, Веберн в 20–30-е годы исполнил все симфонии Малера в венских концертах для рабочих.

Однако в представляемом концерте «бетховенско-малеровской» симфонии отведена и ещё одна весьма важная роль – помочь воспринять непростую музыку Веберна и Берга тем, для кого нынешняя встреча с ней станет первой.

Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова
Бетховен – Малер, Веберн, Берг

Солист – Рено Капюсон, скрипка
Дирижер – Владимир Юровский

А. Веберн – Пассакалия
А. Берг – Концерт для скрипки с оркестром
Л. ван Бетховен – Симфония № 3, редакция Г. Малера (первое исполнение в Москве

Москва, Концертный Зал им. П.И. Чайковского
24.03.2012, 19.00.


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…