Сочи и синдром «культурной столичности»

В курортном Сочи чего только нет — кажется, есть всё. Это неудивительно, ведь любой южный город, желая угодить туристам, просто обязан предоставить максимум того, что сегодня необходимо современному путешествующему человеку.

По традиции, культура в этом ряду если не на первом месте, то на одном из первых. В цивилизованном мире это является истиной по умолчанию — любой европейский, а теперь уже и российский, особенно столичный житель, приезжая в другой город с туристическими целями, включает в понятие «отдых» не только купание в море и посиделки в кафе и ресторанах.

Обязательными в этом списке являются музеи, концертные залы, опера. Специально для этого городскими властями и устраиваются выставки, оперные и музыкальные фестивали.

Sochi Winter Theatre

Зимний театр Сочи / Фото: Игорь Стомахин

Понимание необходимости этого, осознание, что культурные ценности являются определяющими в формировании благоприятного имиджа города, а грамотная стратегия в области культурной политики даёт возможность совершить прорыв во всех других областях, постепеннно приходит и в России — уже целый список городов борется за звание «культурной столицы».

Нередко это происходит путём объявления себя таковой — без веских, а иногда и без всяких на то оснований, превращая термин в штамп. Видимо, многим кажется, что достаточно произнести это волшебное словосочетание, и происходит магическое превращение.

В действительности же имидж культурной столицы формируется не годами, а десятилетиями и включает в себя наличие огромного числа обязательных составляющих. В их числе — оперный театр, в багаже которого ведущий классический репертуар, а в труппе известные миру оркестр и солисты. Обязательными для города, даже небольшого, являются несколько концертных залов различной вместимости и акустических параметров, в которых в течение всего концертного сезона (а для курортных городов — круглогодично) звучит классическая музыка различных жанров.

Это собственные концертные коллективы, гастролирующие по всему миру. Это известные приглашённые и гастролирующие солисты. Наконец, это фестивали, привлекающие со всего мира звёзд классической музыки и непременно следующих за ними представителей прессы, которые непосредственно создают (или развенчивают) этот самый имидж культурной столицы. И именно они — искусствоведы, профессиональные критики и журналисты могут признать за городом подобный статус.

С появлением в Сочи Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета термин «культурная столица» всё чаще стал звучать и в в этом городе, в том числе из уст городских властей. Это одновременно радует и обнадёживает, но хочется надеяться, что воспринимается он как ориентир, а не определение существующей данности. На пути к культурной столице в южном городе действительно много что делается, однако пока на фразу «чего только нет» уместнее ответить «и того нет, и этого нет».

Нет ни одного современного акустического концертного зала. Фактически, в полном смысле значения на полумиллионный (а в сезон миллионный город) концертный зал всего один — Органный, на двести мест. Этот шокирующий для любого европейца факт в самом Сочи почему-то никого не тревожит. Нет оперного театра. В сочинской филармонии нет полноценного классического репертуара, который исполнялся бы в течение всего сезона.

Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета, который проводится в городе уже пять лет, действительно способен серьёзным образом изменить культурный ландшафт Сочи, но один он не способен сделать этот город культурной столицей, как и «Кинотавр» в одиночку не делает его столицей кино.

Ситуация, когда буквально вслед за «Солистами Москвы» с Юрием Башметом и приглашёнными им мировыми звёздами классики, которым рукоплещут легендарные концертные залы, на сцену Зимнего театра выходят Надежда Бабкина, Петросян и Степаненко, Михаил Ефремов с поэтической сатирой, культовой в «болотной» среде белоленточников, вряд ли может радовать.

Концертный зал недаром зовётся храмом искусств. Его стены наполняются сакральностью в течение огромного времени, в течение которого слушатели знакомятся с шедеврами мировой музыкальной культуры, рукоплещут выдающимся её деятелям, имена которых становятся историей. Недаром Большой зал Московской консерватории после реставрации 2011 года отторг практику, следовавших из сложных 90-х годов, когда на его сцене мог выступит почти любой, способный оплатить аренду. К слову, для многих замечательных артистов непосильную, в результате чего сцена эта оказывалась недоступной для них.

В результате подобной практики зал мировой славы, выступить в котором в прежние времена мечтали и считали за честь выдающиеся зарубежные артисты, потерял привлекательность. Приехать в Москву соглашались лишь за высокие гонорары (что, разумеется, отражалось на доступности билетов) — иной мотивации не было. Осознав эту опасность, новое руководство московской консерватории с этим покончено. Как и прежде, нынче здесь вступают лишь самые достойные коллективы и солисты.

В Сочи есть много предпосылок к тому, чтобы развиваться в культурном направлении. Есть симфонический оркестр, есть музыкальное училище, которое готовит собственные кадры. Есть, наконец, Зимний фестиваль Башмета, который серьёзно встряхнул культурную жизнь Сочи и постепенно меняет её ландшафт. Однако Зимний театр, единственная крупная сценическая площадка, всего один, и принимать ему приходится всё подряд — КВН и Кинотавр, симфонический оркестр «Новая Россия» и «Кремлёвский балет».

О том, чтобы поставить в Сочи оперу, нет и речи — это здание технически неспособно к музыкальным спектаклям с участием оркестра и сценического действия. Сочинцы были лишены увидеть в своём городе оперу на протяжении всей своей истории, и когда что-то изменится — неизвестно.

11 февраля в рамках V Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи выступили лауреаты телевизионного конкурса «Большая опера», который состоялся в прошлом году и был показан на телеканале «Культура». «Если вы не придёте в оперу – «Большая опера» придёт к вам!» – предупреждал Святослав Бэлза. Именно это и случилось — впервые профессионалы самого высокого уровня представили в Сочи королевский музыкальный жанр, чем произвели на слушателей сильнейшее впечатление.

Это неудивительно — если оперу полюбили, то это навсегда. Возможно, этим выступлением заложен фундамент культурного будущего Сочи, и однажды в этом городе в настоящих оперных декорациях, под прекрасную музыку Бизе, Пуччини и Беллини Кармен бросит в лицо Хозе золотое кольцо, Норма взойдёт на костёр, а Лауретта выйдет замуж за любимого Ринуччо.


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…