Vivacello – большое дело в кругу хороших друзей

«Да здравствует виолончель!» — так дословно переводится название фестиваля Vivacello, прошедшего в Москве в третий раз и закрывшегося 1 октября концертом в Школе драматического искусства на Сретенке.

Оду инструменту воспевают не только виолончелисты. С первого года в числе его гостей — люди, известные в музыкальном, да и культурном мире в целом, в том числе киноартисты — к примеру, в прошлом году приезжал англичанин сэр Роджер Мур, самый харизматичный Джемс Бонд всех времён и народов. Это не просто рекламный ход — одной из задач фестиваля его организаторы ставят воспитание вкуса слушателя.

Борис Андрианов, Юрий Башмет и Солисты Москвы на Vivacello-2011 / Фото: Максим Блинов

Разумеется, есть определённые, давно сформировавшиеся в мире стандарты, говорящие о статусе фестиваля — это и присутствие в числе солистов исполнителей с мировым именем, и премьеры новых произведений, специально написанных для него, и престижные концертные залы, в которых фестиваль проводится. Vivacello старается не просто соответствовать мировым стандартам, а и поднимает довольно высокую планку, заставляя равняться другие фестивали, которых в столице во множестве — хороших и разных.

Второй Vivacello, проходивший весной 2010 года, стал вершиной, которую не смог преодолеть даже нынешний фестиваль — он проходил в Большом зале Московской консерватории, специально для Vivacello-2010 Алексеем Рыбниковым был написан двойной концерт «Sequentia Mundi» для оркестра, альта и виолончели. Премьеры были и в этот раз, сразу две, обе мировые — «Элегия» для виолончели и струнных греческого композитора Вангелиса и «Последняя Колыбельная» Антона Жерарда.

К сожалению, был отменён заключительный концерт в филармоническом зале им. Чайковского. Большой зал консерватории после реставрации тоже остался в стороне от события — к большому сожалению, так так действительно хороших, интересных и содержательных фестивалей, при всём многообразии, в Москве не так уж много, а Vivacello явно соответствует самому достойному обрамлению. Не хотелось бы думать, что проблемы лежат в финансовой плоскости, а конкретно — в повышении ставок аренды залов. «Это путь в никуда», как совершенно точно выразился Валерий Гергиев, говоря об этой проблеме.

Значимость Vivacello вряд ли нужно доказывать, о нём красноречиво говорят имена солистов и коллективов — Юрий Башмет и «Солисты Москвы», Камерный оркестр «Musica Viva», виолончелисты Стивен Иссерлис, Борис Андрианов, Клаудио Борхес, Александр Бузлов, Денис Шаповалов, кларнетист Мишель Летиек, пианистка Катя Сканави. Заключительному концерту в Школе драматического искусства на Сретенке, посвящённому итальянскому композитору и виолончелисту Луиджи Боккерини при участии Камерного оркестра «Musica Viva», по уровню профессионализма определённо мог бы позавидовать финал конкурса им. Чайковского в соответствующей номинации.

Постоянный участник форума, маэстро Юрий Башмет, уверен: «Конечно, такие фестивали очень нужны и важны. Они, кроме того, что несут людям радость от встречи с искусством, обладают еще и широкой просветительской функцией. В данном случае – это приобщение к виолончельной музыке. А ведь это не так просто – показать особенно непосвященной публике один музыкальный инструмент не только в разных ансамблях, но и в разных жанрах, в том числе и в современных, причем сделать это оригинально, со вкусом, со знанием дела!»

За три года существования фестиваль оброс своей аудиторией — свободных мест на его концертах не бывает. Такой интерес к фестивалю — продукт оригинального творческого подхода арт-директора проекта Бориса Андрианова и работы организаторов – «Русского концертного агентства» и культурно-благотворительного фонда U-Art: Ты и искусство».

Ивета и Тамаз Манашеровы, учредители культурно-благотворительного фонда «U- Art: Ты и искусство», уверены: «Рано или поздно такой фестиваль, как Vivacello, непременно должен был возникнуть. Нас привлекла идея Бориса Андрианова тем, что она с одной стороны уникальна, оригинальна, но с другой — совершенно естественно вытекает из контекста русской музыкальной культуры. Россия имеет свои непревзойденные виолончельные традиции, которые в первую очередь связаны с именем Мстислава Ростроповича, Даниила Шафрана, и достойно, широко представить их на международном уровне, дать возможность жителям Москвы почувствовать себя в центре музыкальной жизни — идея, лежащая на поверхности, скорее даже необходимость».

Vivacello повезло — он приобрёл хороших друзей в лице неравнодушных спонсоров. Из их уст необычно слышать понимание того, в чём приходится убеждать бизнес, часто безуспешно: «К сожалению, сегодня выживают только те проекты, которые себя окупают — но рыночные условия неприемлемы в сфере культуры. В конечном счете они приводят к колоссальному снижению уровня культурных событий. Вкус зрителя нужно воспитывать, а не потакать ему. Культурным проектам необходима поддержка бизнеса, который может сместить акценты в этом процессе» — считают Ивета и Тамаз Манашеровы.

Сами они не упускают возможность посетить концерты: «Для нас фестиваль интересен тем, что дает возможность открыть для себя этот удивительный инструмент очень многим зрителям, увидеть виолончель в самых разных форматах».


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…