Высокая музыка на Великом шёлковом пути

«Дни высокой музыки» — первый в постсоветскую историю масштабный фестиваль с таким названием завершился в Челябинске на минувшей неделе, 17 сентября.

Появление его в культурной жизни города имеет не столько рядовое, сколько переломное, и в этом смысле историческое значение. Слишком долго город с более чем миллионным населением оставался на культурной перефирии, лишь время от времени попадая в орбиту значительных событий — таких как Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, который нынешней весной, на десятый год существования, накрыл и столицу Южного Урала.

chelyabinsk-high-music-days

Фестиваль «Дни высокой музыки» прошёл в Челябинске

На гербе Челябинской области изображён верблюд — символ, напоминающий о существовавшем когда-то Великом шёлковом пути, на котром стоял и нынешний город. В то время все его существенные события определялись проходящими караванами — в каком-то мысле ситуация повторяется и нынче, когда всплески культурной жизни в основном были связаны с гастролями заезжих коллективов и солистов, впрямую завися от графика и воли их организаторов, пожелавших или нет включить этот город в свои планы. Сам Челябинск не становился инициатором таких событий — соответственно, не задавал моду и не определял её. До недавнего времени.

Как обычно случается, толчок был дан извне — идея провести фестиваль классической музыки исходила от скрипача Дмитрия Когана, известного в музыкальном мире не только как исполнителя, но и общественного и культурного деятеля. Инициатива была поддержана губернатором области Михаилом Юревичем и воплощена в жизнь в кратчайшие сроки — менее одного года. Последующее назначение Когана советником губернатора по культуре де-юре закрепило начинание — «Дни высокой музыки на Урале» получили постоянную прописку. Причём не только в Челябинске, но и Магнитогорске, Озёрске и Снежинске — а со временем, не исключено, география будет и расширена.

На одной из пресс-конференций фестиваля журналисткой местного издания был задан вопрос, как по содержанию перекликаются «Дни высокой музыки» с миром моды, откуда название родом. Если отмести в сторону блеск и мишуру гламурного мира моды, перекличка есть — это тоже демонстрация всего лучшего, что имеется сегодня в музыкальном мире. Фестиваль не задавал тенденций, да и не ставил такой задачи в первый год. Он проходил по сформировавшимся стандартам и правилам проведения музыкальных фестивалей во всём мире, имеющим в нашей стране особую специфику — в силу протяжённости расстояний и не столь комфортной транспотртной инфраструктуры, как в Европе — одновременно в нескольких городах.

Первые «Дни высокой музыки» стали многожанровыми и довольно пёстрыми с виду — наряду с шедеврами Баха в исполнении Дины Бикжановой, Дмитрия Когана и Камерного оркестра Volga Filarmonic (ре минорный концерт для двух скрипок с оркестром), в их череде были аккордеонист Пётр Дранга и джазовый квартет Игоря Бутмана, представители итальянской вокальной школы меццо-сопрано Анна Мария Киури и тенор Джанлука Дзампьери в сопровождении Симфонического оркестра Челябинского академического театра оперы и балета, Арт-проект «Тенора XXI века» с оркестром народных инструментов «Малахит» и их народными песнями — русскими, украинскими и неаполитанскими.

Укрупнили картину фестиваля постановка оперы «Князь Игорь» Александра Бородина в версии Челябинского академического театра оперы и балета им. Глинки и Симфонический оркестр «Филармония наций» с солистами Романом Муравицким и Еленой Манистиной под управлением дирижёра Юстуса Франца, которые в заключительном концерте представили симфоническую кантату «Песнь о земле» Густава Малера. Сложнейшее вокально-оркестровое полотно, вкупе со скрипичным концертом Бруха, также далёком от популярной эстрадности — его исполнил Дмитрий Коган с оркестром «Филармония наций», завершили «Дни высокой музыки» с ощущением весьма амбициозного музыкального проекта.

Опора на местные творческие силы в сочетании с приезжими музыкантами оправдана и полезна — Челябинск не является пустым полем с голой землёй. Это город технической интеллигенции — той публики, которая всегда ходит в оперу и на симфонические концерты. В городе действует Театр оперы и балета с неплохим зданием и вполне прилично звучащим оркестром. Есть успешно действующая филармония, которой принадлежит Концертный зал им. Прокофьева на 500 мест. Конечно, они не соответствуют современным стандартам качества, да и акустическим требованиям европейских залов, причём не только прошлого, но и XIX века — к сожалению, ведь именно отсутствие современного акустического концертного зала и собственного симфонического оркестра не позволяют Челябинску быть в одном ряду с блестящим окружением соседних или родственных городов — Екатеринбургом, Пермью, Омском, Новосибирском.

Шаг к этому, однако, сделан. К тому же у Челябинска есть ещё один мощный ресурс в лице Зала органной и камерной музыки, ставшего знаменитым на всю страну из-за угрозы исчезновения вследствие передачи филармонического здания Русской православной церкви, предъявившей на него претензии. Отстоять здание пока не удаётся — захлестнувшая страну экспансия РПЦ, легализовавшая её по сути рейдерскую деятельность государственным законом о передаче этой церкви имущества, коснулась и Челябинска. И если в соседнем Екатеринбурге просвещённая общественность сумела дать отпор искусственно насаждаемому мракобесию, если в Перми, в противостоянии за здание Пермской художественной галереи, культурным силам тоже удаётся побеждать, то в Челябинске в минувшем году власти сдали Органный зал без боя.

Впрочем, его история на этом не окончена — сейчас, благодаря стараниям инициативной группы защитников Органного зала, которые смогли вызвать широкий резонанс в прессе, и наконец-то откликнувшейся на культурные запросы горожан власти, в городе на основе бывшего кинотеатра реконструируется здание для нового органного зала. Губернатор Михаил Юревич лично дал гарантии того, что новый зал будет «лучше прежнего» — ну что ж, Челябинску, при этом все карты в руки стать одним из центров органной культуры в России — учитывая, что ни об одном другом органе в нашей стране не говорилось в последнее время так много, как о прославившемся Челябинском «Hermann Eule», одним из лучших органов в России. Нет сомнений, что по окончании реконструкции и этот зал будет включён в фестивальную орбиту «Дней высокой музыки на Урале».

В городе действует челябинское отделение Союза композиторов с нынешним молодым и очень активным руководителем Татьяной Шкербиной — вполне возможно, что в его программе зазвучат и произведения уральских авторов. Фестивалю только предстоит определить своё лицо — как и любой другой успешный музыкальный форум, он будет взрослеть и крепнуть, лишь специализируясь на определённой тематике — это подтверждает европейская практика, на сегодняшний день самая успешная.

Фестиваль в Челябинске окончен, но дни высокой музыки не сочтены — это лишь первые ласточки, предвестники того, что и этот суровый с виду город меняет своё лицо. Индустриальный XX век позади, и хоть в воздухе ещё стоит дымка — визитная карточка его заводов, нынешнее поветрие явно свидетельствует — новая эпоха, время культуры, образования и духовности, наступает и здесь.


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…