Король Лир не вернётся в ГАСО

Вчера разрешился конфликт, тянувшийся почти десятилетие и вступивший в острую фазу нынешним летом. 28 сентября 2011 министр культуры Александр Авдеев подписал приказ об увольнении Марка Горенштейна с должности главного дирижёра Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова.

mark gorenstein

Дирижёр Марк Горенштейн

Случилось почти неизбежное. О претензиях оркестрантов к руководителю коллектива на жёсткий стиль управления было известно в музыкальном мире давно, но, как обычно случается, ничего не происходило до тех пор, пока не стало достоянием прессы. Рано или поздно это должно было случиться — произошло в тот момент, когда ГАСО под управлением Горенштейна попал в орбиту одного из самых значительных музыкальных событий, наиболее широко освещаемых СМИ — XIV Международного Конкурса им. Чайковского.

Распоряжения дирижёра оркестру в отношении предстоящего конкурсного выступления с финалистом Нареком Ахназаряном, их содержание и тон, случайно произнесённые в камеры веб-трансляции, вызвали немедленную реакцию прессы и предупреждение Оргкомитета Конкурса о недопустимости подобных высказываний. Горенштейн извинения принёс, Ахназаряном они были приняты, но резонанс масс-медиа был слишком силён — Марку Борисовичу пришлось уйти на больничный, дирижёр был заменён двумя коллегами из Санкт-Петербурга.

В тех роковых словах Горенштейна не было и тени национализма — того, как их трактовали журналисты многих изданий. Но это было уже неважно. К сожалению, далее ситуация стала только обостряться — за после скандала на конкурсе последовала серия инициированных с обоих сторон действий по «защите чести и достоинства», которые лишь усилили поляризацию сторон. «После выхода ряда статей в СМИ по поводу инцидента на Конкурсе им. П.И. Чайковского наш художественный руководитель пытался инициировать письмо в свою поддержку — текст письма имел ультимативную форму.

Художественный совет отказался подписывать это письмо, тем самым вызвав неадекватную реакцию со стороны М.Б. Горенштейна» — утверждают в коллективном письме оркестранты. Были и искренние попытки поддержки коллеги — письмо известных музыкантов опубликовано нашим изданием 2 сентября и имело широкий резонанс, однако именно письмо оркестрантов в министерство культуры с просьбой освободить коллектив от дирижёра стало роковым для маэстро Горенштейна.

Всё происходившее в последнее время можно назвать одним словом — противостояние. Для оркестрантов, инициировавших «бракоразводный процесс», вопрос существования в коллективе впрямую зависел от того, останется или нет Горенштейн их руководителем — сам маэстро намерений в отношении зачинщиков не скрывал. В течение месяца не было сделано никаких дипломатических усилий по исправлению конфликта — а ждали их в первую очередь от Горенштейна, претензии музыкантов к которому были озвучены эмоционально и красочно, — увольнения, оскорбления, постоянное давление, к которым приписали и профессиональную непригодность. Горенштейн в серии последующих интервью спокойно и подробно на претензии ответил — ответил убедительно и исчерпывающе подробно, а вопрос о его профессионализме на фоне того, что ГАСО при Горенштейне действительно восстал из мрака и пепла после аналогичного бунта и увольнения Евгения Светланова, став одним из тройки лучших оркестров России, не кажутся уместными.

Однако попутно в случившемся Марк Борисович обвинил Министерство культуры, на него и возложив обязанность за «заговор с целью смещения». Заговора, разумеется, никакого не было — никто из чиновников не стал бы взваливать на себя головную боль там, где её можно избежать, не стал бы создавать конфликт на пустом месте — а это место пусто не было. Конфликт был — долгий, затянувшийся, хорошо известный и в самом министерстве. Конфликт, который нужно было улаживать иными способами, чем те, которые к нему привели. К сожалению, за прошедший месяц давление на коллектив со стороны Горенштейна лишь усилилось, противостояние вошло в открытую стадию — музыканты в присутствии наблюдателя от министерства культуры отказались репетировать с дирижёром, оставив его одного на сцене. Горенштейн «передавил».

Министерство оказалось перед выбором — увольнять или весь оркестр, или его руководителя. Решение оказалось предсказуемым: «Министром культуры Российской Федерации Александром Авдеевым был подписан приказ об освобождении от занимаемой должности художественного руководителя – главного дирижера ГАСО им. Светланова Марка Горенштейна. Он уволен по статье № 278 часть 2», – сообщил вчера официальный сайт министерства культуры России. Музыканты празднуют победу: «Мы так устали от произвола Горенштейна, что сегодня для нас — как 9 мая 1945 года» – говорит концертмейстер ГАСО, скрипач Сергея Гиршенко. Горенштейн намерен продолжить борьбу — по-прежнему беспощадную и столь же бессмысленную. Почему это так важно для него?

Музыкальные заслуги Горенштейна несомненны — под его управлением оркестр действительно стал высокопрофессиональным составом. Утверждение Горенштейна, что он заново его создал, во многом справедливо — ГАСО после скандального расставания с Евгением Светлановым, также воспитавшим этот коллектив, находился в состоянии упадка. Нынешняя ситуация во многом повторяет историю со Светлановым — похоже, строптивость коллектива чревата стать его клеймом.

Оркестр полон парадоксов. Он носит имя Светланова, — человека, от которого оркестр отрёкся. Возродившись в твёрдых руках Горенштейна, одетых в ежовые рукавицы, он отрёкся и от него. Вероятно, это классический конфликт отцов и детей, но ещё больше он напоминает семейный скандал, где супруги, дойдя до развода, обвиняют друг друга (а походя всех и вся) во всех мыслимых и немыслимых грехах. К сожалению, в основе конфликта первичны не музыкальные, а именно личные амбиции — уязвлённое достоинство оркестрантов, наталкивающихся на скрупулёзную требовательность дирижёра, всякий раз срывающегося из-за нетерпимости к малейшей фальши; чувство предательства, которое испытывает Горенштейн, для которого музыка составляла весь смысл его существования, а воссозданный им оркестр, получивший благодаря маэстро все блага профессионального существования, включая наилучшие зарплаты и сценические площадки, восстал против него.

«Время подобных людей и музыкантов навсегда прошло» — считает министр культуры, комментируя увольнение Марка Горенштейна. Возможно, это так, но вместе с дирижёрами-тиранами уходит и время величия оркестров — достаточно вспомнить и сравнить Берлинский филармонический при Герберте фон Караяне, также отличавшемся непростым характером, и нынешний, при Саймоне Раттле. Это по-прежнему легендарный оркестр, коллектив очень высокого класса, но время наивысшей его славы осталось в той истории, нынешние же выступления и записи Berliner Philharmonik нередко оценивается критиками как вполне заурядные. Общаясь с музыкантами, работавшими в оркестре ещё при Караяне, приходилось слышать — да, он был тираном, но это было оправдано. Есть, однако, и существенное различие — никогда ни с кем из оркестрантов Караяна не связывали личные отношения, любого характера, и никогда он не позволял себе допускать личные выпады и оскорбления.

Горенштейн не достиг того, что добился Светланов, а тем более Караян — масштаб свершений этих дирижёров уж очень велик. Возможно, многое ещё впереди — на днях маэстро отметил 65-летие, что для профессии дирижёра скорее является расцветом. Именно отметил, а не отпраздновал — вероятно, это было самый печальный юбилей, рекордный по отсутствию радостных поводов и количеству печальных. Масштаб негативных отзывов о нём в прессе превысил все границы, в августе скончался ближайший друг, пианист Николай Петров, в сентябре ушла из жизни мать. Концерты ГАСО отменялись один за другим, любое слово в защиту Марка Горенштейна вызывало обструкцию в печати и музыкальной среде. И вот — увольнение с поста руководителя оркестра, который считает своим детищем.

В случившемся нет ни правых, ни виноватых, хотя «… ответственность за подобные конфликты всегда несет руководитель учреждения», – абсолютно справедливо считает пресс-секретарь министра культуры Наталья Уварова, комментируя решение министра. Большая часть музыкального сообщества на стороне оркестрантов, но ситуация может измениться. Нередко случалось, когда в творческих учреждениях группа артистов с уязвлённой гордостью и неудовлетворёнными амбициями свергали руководство, обвиняя его в авторитаризме и нетворческой атмосфере, однако правило с очень редкими исключениями говорит — вместе с именами свергнутых «тиранов» вскорости проходила и слава, а следом — востребованность и хорошие зарплаты.

Понятно желание музыкантов работать без напряжения, в спокойной и комфортной психологической обстановке, сохранив востребованность и зарплаты. Понятно желание Министерства культуры разрубить гордиев узел затянувшегося конфликта. Объяснимо возмущение Марка Горенштейна, воспринимающего поведение оркестрантов как предательство — в жизни и профессиональной карьере многих из них он действительно принял личное участие.

Вызывает уважение позиция очень и очень немногих личностей, подержавших Горенштейна — на его защиту встали Юрий Башмет, Владимир Федосеев, Виктор Третьяков, Наталья Гутман и немногие другие. О безоговорочной поддержке Марка Горенштейна и желании предложить ему сотрудничество высказался нашему изданию скрипач и музыкальный деятель Дмитрий Коган, являющийся сейчас художественным руководителем Самарской филармонии. За всем этим по привычке забыли… о слушателях. Отменены юбилейные концерты, приуроченные к 75-летию оркестра, объявлено об отмене филармонического концерта 5 октября в Большом зале московской консерватории.

Развод иногда необходим обеим сторонам. Часто он становится началом нового старта, ещё более успешного, и в данном случае каждой стороне хочется пожелать именно этого. Будет очень жаль, если вместо мудрого переосмысления произошедшего продолжится прежний путь обид и конфронтаций, поиска врагов, дальнейших обвинений. Потому что ГАСО, прежде всего — прекрасный оркестр, а Марк Горенштейн — хороший дирижёр, нужный музыкальному миру.


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…