Самара – знакомство с городом и филармонией

filarmonia-samara

Самарская государственная филармония

В Самаре идут дожди. Операторы, которым нужно снимать городские планы, в замешательстве – не снимать же постоянно под дождём? Причём погода издевается – в то время, когда снимать возможности нет, небо развеивается, небо становится ясным, светит солнце.

Вчера вечером впервые прогулялся по городу, и, разумеется, увидел его совсем с другой стороны. В первый день написал, что центр производит впечатление разрушения и упадка – вызвано оно было, вероятно, неудачно брошенными взглядами, и уже сегодня впечатление изменилось. Преимущественно двухэтажная улица Фрунзе, хоть и состоит из старых купеческих особняков, больше половины которых из-за ветшания требуют реконструкции, всё же необыкновенно красива и полна жизни. А многие особняки, вроде голубого здания Министерства культуры, уже прекрасно отреставрированы. На вторые сутки я стал влюбляться в этот город – ниже объясню, почему.

Заинтересовался информацией о гостинице, где живу. Оказывается, никогда не перепрофилировалась – изначально была построена именно как гостиница, в 1902 году. «Азимут» находится на углу оживлённой улицы Фрунзе и пешеходной Ленинградской улицы – аналога московского Камергерского переулка. Ленинградская аккуратно вымощена камнем, к тому же засажена деревцами. Дальше от «Азимута», всего в полукилометре, находится Самарская филармония. И вот тут меня ждало одно из самых поразительных открытий этого города.

Внутри филармония производит неизгладимое впечатление. Не знаю, кто и когда её построил, но здесь явно трудилась команда потрясающего вкуса архитекторов и дизайнеров. Вряд ли отечественных – возможно это были чехи, поскольку смелость мысли, оригинальность фантазии даже для нынешнего времени немыслимая. И самое невероятное – очевидно, что всё это сделано ещё в советское время и сейчас лишь тщательно поддерживается. В линиях и формах внутреннего содержания прослеживаются речные волжские мотивы – находясь внутри, чувствуешь себя словно в большом лайнере, по размеру – океанском.

Здесь тщательно продуманы, воплощены и находятся в великолепном состоянии все детали. Вьющиеся лестницы, круглые окна, сочетающиеся с вертикальными. Красивые цветные витражи по скошенным углам здания, выходящим на улицу. Наклонные несущие колонны, придающие движение. Огромная площадь остекления, наполняющая пространство светом.

Но ничто так сильно не поражает воображение, как маленькие детали. Всё начинается при входе, когда, чтобы открыть двери, нужно потянуть за необычную крупную красивую бронзовую ручку в форме ракушки. В коридорах, холлах и фойе волшебство продолжается. Поражает всё – плавными линиями каким-то невероятным образом вырезанная из камня ниша обогревателя, перила с двойными поручнями, между которых подсвеченная мозаика из жёлтого с зелёными вставками стекла – будто водоросли на песке, только невероятно яркие, насыщенные цветом. Бронзовые таблички с необычным фигурным шрифтом.

Эти же мотивы – волнообразные линии, формы ракушки повторены в самом концертном зале – причём в особо смелой форме. Балкон и три технических яруса, нависающих над ним, тоже будто вырезаны из гигантских ракушек. Стены, потолок – причудливое сочетание живых форм каких–то фантастических речных обитателей и корабельной тематики.

Нигде взгляд не наткнётся на острые углы, скучные плоские поверхности, характерные для обезличенной советской архитектуры – всё скруглено, витиевато закручено, причём не бездумно, а с огромным вкусом и художественным талантом. По этажам здания филармонии можно прогуливаться, любуясь – куда бы не упал взгляд, он будет наслаждается красотой форм и пропорций. Это настоящий, как говорят сейчас «авторский» дизайн, без компромиссов воплощённый в каждой детали. Сделать подобное нынче стоило бы немыслимых денег, и наверняка было бы погублено халтурностью и решением отказаться от чего-то совсем уж футуристического, трудноисполнимого – вроде потолка в концертном зале. Этот зал, хоть и построен самое позднее в 80-х – не привет из прошлого, а взгляд в футуристическое будщее.

Есть, однако, вещь, которая огорчила – акустика в партере не выдерживает критики. Звук остаётся на сцене, словно отсекаясь её границами. Почти не слышно солистов оркестра – всё, что в глубине сцены, теряется, пропадает. Это даже странно, так как общее пространство сцены и зала – почти единое целое. Не такой уж большой за, всего на тысячу мест, огибает сцену, а в партере всего пара десятков рядов. На балконе, кстати, акустика намного лучше.

В любом случае проблема эта решаемая, а Самара может гордиться такой драгоценностью. Ничего подобного нигде я пока не встречал. Интересно, понимают ли это сами самарцы? Намерен встретиться с директором филармонии, взять у неё интервью. Думаю, вам это будет интересно. Добавлю, что в этот день в Самарской филармонии был заключительный концерт закрытия сезона. О нём напишу на Classica.FM.


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…