Санкт-Петербург, Гергиев и Конкурс им. Чайковского

Вечером 22 апреля уехал в Петербург. За пару дней до этого из Милана звонил Гергиев, спросил, можем ли мы встретиться в Питере 23-го. Поскольку обсуждаемое дело важное (о содержании пока говорить не стану), согласился, хотя буквально на следующий день всё равно встретились бы в Москве, – на открытии Пасхального фестиваля.

valery-gergiev

Валерий Гергиев

Почему для Гергиева важно было встретиться именно в своей вотчине (накануне из Италии он звонил буквально перед выходом на сцену), я понял только в этом городе. В Концертном зале Мариинского театра в 17.00 прошла пресс-конференция, посвящённая открытию Конкурса Чайковского в Санкт-Петербурге. За 10 минут до её начала Гергиев звонил Ричарду Родзинскому, и тот в разговоре сообщил, что я приехал. Стоя рядом, я кивнул, хотя тогда ещё не понял, к чему такой интерес к моей персоне в связи именно с этим брифингом. Нового услышать там я не ожидал, т.к. после завершения отборочного тура крупных событий не происходило; неоднозначную же мою позицию по поводу переноса части конкурса из Москвы Гергиев хорошо знает.

Но, возможно, это-то и было определяющим. Скорее всего он, как оппоненту, хотел показать мне другую сторону – как Конкурс принимают в Петербурге. Если так, то цели Гергиев достиг: могу сказать уверенно, что принимают, не веря своему счастью – по глазам директоров задействованных питерских концертных залов это было видно. Конечно, это ещё один мощный толчок музыкальной жизни Петербурга, что не может быть дурно.

Что это всё значит лично для Гергиева, я понял уже ночью, на небольшом ужине после вечернего концерта в ресторане «За сценой», рядом с Мариинским театром. Поздравляя Ричарда Родзинского, он поднял тост в честь того, что «Конкурс впервые предоставили Санкт-Петербургу». В самом деле – подобный брифинг был первым, а значит, и событие историческое. Это его победа, личная, действительно историческая победа. Возвращённый в Москву конкурс в 2015 году, может оказаться, серьёзно проиграет нынешнему, если не будет построен новый концертный зал. Тему эту нужно поднимать – считаю, что назрела.

Но вернусь в Петербург. Из Москвы не видно, не задумываешься, что это событие значит для питерцев, а значение огромное. Гергиев искренне считает, что Петербург имеет право на Конкурс. Для Петра Ильича это не меньший по значимости город, а для Гергиева же Альберт Кавос, Михаил Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Лядов, Направник и другие фигуры этого ряда – не просто исторические персонажи, не имена из учебников. Это личности, чьи действия, мысли и поступки он наверняка не раз осмысливал и соотносил со своими собственными. Он очевидно осознаёт себя составной частью большого, живого, непрерывного процесса, за который чувствует личную ответственность. Здесь нет пафоса – это реальность, которой он живёт.

Должен признаться, что ещё год назад, хоть и критиковал решение о переносе Конкурса, мотивы Гергиева уже тогда понимал. Конкурс, разумеется, является священной коровой Москвы, да. Но и священная корова идёт туда, где трава зеленее. То, что задача реабилитации конкурса и повышение его престижа требуют неординарных решений, было очевидно. Перенос – вынужденная плата за приглашение Гергиева на роль варяга; Москва сама виновата, что допустила необходимость в таких радикальных переменах.

Отсутствие концертных залов, несоизмеримая плата за всё, буквально за всё, а самое главное – отсутствие личностей, способных решать проекты подобного масштаба, а не только кроить бюджеты, наполняя их минимальным содержанием при максимальной цене. Плюс пробки, неповоротливость и плохая контролируемость системных процессов – то, что в Петербурге для него давно перестало быть проблемой. Там его слово автоматически равно выполненной задаче – настолько хорошо выстроен механизм исполнения решений.

Остаётся добавить, что дело, ради которого я ехал, полноценно обсудить всё же не удалось. Вот тут другие реалии –рядом с Гергиевым всегда с десяток людей, которые должны решить с ним стратегические вопросы. После брифинга была репетиция, затем концерт, – своеобразная прелюдия открытия Пасхального фестиваля в Москве – «Колокола» Рахманинова и «Александр Невский» Прокофьева. За кулисами в антракте жизнь кипела, разговор Гергиев предложил перенести на время по дороге в Москву, в поезд. Согласился, отпустил машину.

После концерта Гергиев показал новый корпус Концертного зала на Декабристов – в нём будет 20 ведомственных квартир, бассейн, сауна, массажный кабинет и прочие составляющие полного комплекта для отдыха музыкантов – солистов и оркестрантов. Этот корпус почти готов. В соседнем, строящемся корпусе, будет камерный зал, репетиционные комнаты и огромный медиа-магазин его лейбла «Мариинский». После ввода в строй всего этого, учитывая нынешний, сравнительно высокий уровень зарплат в оркестре Мариинского театра, условия труда в этом коллективе будут просто завидными.

В поезде поговорить тоже не случилось – в половине второго ночи он продолжал совещаться в купе. Перенесли на утро. Утром, уже в Москве, немного поговорили на платформе Ленинградского вокзала. Договорились созвониться и встретиться позже сегодня, но, боюсь, однако, что при его графике для встречи придётся ехать ещё в какой-нибудь город, чтобы нашлось время для обстоятельного разговора.


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…