Гамма до-минор для хора с оркестром

Концерт 19 января 2010 едва ли станет заметным событием в музыкальной жизни столицы.

christmas_humorОн из серии тех, из-за которых репутация Большого зала Московской консерватории страдает, о чём давно с сожалением говорят серьёзные музыканты, когда в очередной раз в этот священный для многих поколений музыкантов зал разными путями проникают бездарности. В программе вечера прозвучат два сочинения Архиепископа Илариона (в миру Григорий Валериевич Алфеев) — православного богослова и патролога, церковного историка, переводчика с греческого и сирийского языков, взявшегося ещё и за нелёгкий композиторский труд.

Произведения его не то что слабы – по силе таланта они вопиюще беспомощны. Фактически, слово «талант» малоприменимо к содержанию написанной этим плодовитым богословом музыки, и звучит скорее кощунственно рядом с названиями его «нетленок». Он написал «Божественную Литургию» и «Всенощное бдение» для смешанного хора, «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, а также «Рождественскую ораторию» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Очарование названий гениальных произведений, приватизированное у действительно великих композиторов, не должно вводить в заблуждение – к примеру, главная тема «Страстей по Матфею», своим названием беззастенчиво отсылающая к творению Баха, фактически ни что иное, как гамма до-минор для хора и симфонического оркестра. Инструментовка, при которой виолончелисты до изнеможения пилят одни и те же ноты в басу, напоминая импровизирующих первокурсников музыкальных училищ, играющих в правой руке что-то там в терцию по кварто-квинтовому кругу, а в левой – бас в октаву на манер «ум-па ум-па», вызывает недоумение – и это мягко сказано. Баха, Гайдна и Рахманинова в багаже нет, и никогда не было. Было что-то услышано по радио – такое впечатление об образованности композитора. Примерно такое и предстоит услышать пришедшим на этот концерт.

Любая бессмыслица, поданная с великим пафосом – в священном зале, в исполнении большого симфонического оркестра и хора, осенённая религиозным чувством, может показаться многозначительной – не обманывайтесь. Если отрешиться от исполнения, взять в руки ноты – всё станет понятно. Конечно, современным композиторам очень трудно – им нужно, по выражению Стравинского, «встать не плечи» великих композиторов-предшественников. Трудно, но необходимо, в этом ответственность творческой личности – усвоить опыт мастеров и превзойти их. Либо уйти туда, где конкуренции нет совсем – в дебри атонального музыкального пуантилизма, что сделали многие в 20 веке. Здесь же тот случай, когда не только на плечи, но, как нынче говорят, и «рядом не стояло»…

Григорий Алфеев поступил в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского в класс композиции, но оставил музыку и посвятил свою жизнь церкви. Однако, в 2006-м, он вернулся к активной композиторской деятельности. Его «Страсти по Матфею» и «Рождественская оратория» презентовались громко и широко, предварялись приветствием тогдашнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мощный церковный административный ресурс работает на автора в полную силу – «мировые премьеры» сочинений проходят в залах по всему миру – от Москвы и Киева до Вашингтона, привлекая к постановке лучшие исполнительские силы.

В этот раз силы привлечены не только серьёзные, но и под очень и очень благим поводом – сбор от вечера будет перечислен в Фонд реконструкции Большого зала Консерватории. На сцене встретятся Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Хор Третьяковской галереи, Хор Музыкального колледжа при Московской консерватории, а также действительно замечательные солисты — великолепная прима Большого театра  Екатерина Щербаченко, сопрано, и Дмитрий Белосельский, бас. В качестве чтеца выступит протодиакон Александр Агейкин.

Руководить этим действием будет художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра Народный артист России Владимир Федосеев.

Благотворительный концерт в фонд реконструкции Большого зала Консерватории

Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского
Хор Государственной Третьяковской галереи
Хор Академического музыкального колледжа при Московской консерватории

Дирижёр — Владимир Федосеев

Солисты:
Екатерина Щербаченко, сопрано;
Дмитрий Белосельский, бас;
Протодиакон Александр Агейкин, чтец.

В программе:
Архиепископ Иларион Алфеев:
«Песнь восхождения» – симфония для хора и оркестра;
«Рождественская оратория» для солистов, двух хоров и оркестра.

Большой зал Московской консерватории,
19 января 2010, вторник, 19.00

Обсудить в форуме


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…