Памяти Екатерины Максимовой

Народная артистка СССР, легендарная балерина Екатерина Максимова ушла из жизни в ночь на 28 апреля. Много лет она выступала со своим постоянным сценическим партнером и супругом Владимиром Васильевым. Максимова станцевала все крупнейшие роли классических балетов и снималась в кинофильмах-балетах.

Уход из жизни известного человека – это всегда личная трагедия тех, кто его искренне любил. Пусть мы реже о нём вспоминаем, когда человек по возрасту уходит из профессии, нечасто появляется на экране. Пусть мы никогда не встретимся лично, но мысль о том, что он жив, он с нами, успокаивает нас. Мы знаем, что тепло его души согревает его близких и через тысячи улыбок передаётся нам. Мысль о том, что не стало Екатерины Максимовой, вызывает шок. Ведь она ещё так молода…

Екатерина Сергеевна Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. В 1959 году она окончила Московское хореографическое училище (класс Е. П. Гердт) и поступила в труппу Большого театра, где работала до 1988 года. В юности Максимова стала женой своего блистательного сценического партнера Владимира Васильева, с ним прожила до конца дней. Васильев несколько лет руководил Большим театром. В последние годы Максимова была педагогом-репетитором в Большом театре и в «Кремлевском балете». Максимова перетанцевала все главные роли классических балетов: Жизель в одноименном балете Адана, Китри в «Дон Кихоте» Минкуса, Одетта-Одилия в «Лебедином озере» Чайковского, Аврора в «Спящей красавице», Балерина в «Петрушке» Стравинского. Исполнение этих ролей Максимовой стало эталонным. Максимова и Васильев работали с хореографами Касьяном Голейзовским, Леонидом Лавровским, Юрием Григоровичем. Свои балеты им дарил Морис Бежар, а режиссер Франко Дзеффирелли пригласил их для участия в своем фильме-опере «Травиата».

Последнее выступление Максимовой на сцене Большого театра состоялось в день ее 60-летия, 1 февраля 1999 года, в минибалете «Сады Вилландри» на музыку Шуберта. Эту постановку в качестве подарка ко дню рождения балерины сделала хореограф Марта Кларк.

Творческая жизнь Екатерины Максимовой сложилась счастливо – уже самые первые ее выступления вызвали симпатию зрителей. Она обладала тем счастливыми сценическими данными: у нее прелестное полудетское лицо, точеная фигура, легкие, стройные ноги. Она из тех балерин, которых балетные критики в старину сравнивали с севрскими фарфоровыми статуэтками, умиляясь грациозной округлостью их движений, розовым обаянием их юности.

Ее внешность, танец покоряли очаровательной миловидностью. Почти ребяческие резвость, кокетство, впечатление девичьей беспечальности, мягкости, в которой детская ласковость соединялась с очарованием расцветающей женственности. Иногда проскальзывали черточки капризности, простодушной надменности балованной и счастливой девочки. Еще ребенком, ученицей младших классов школы, Максимова обратила на себя внимание своей грацией в ролях маленькой Маши в «Щелкунчике», Амура в «Дон-Кихоте». Видя её на сцене, нельзя не влюбится в её грацию, её очаровательную улыбку.

Максимовой всегда была свойственна плавность движений, красота поз, она танцевала аккуратно, «отчетливо», как писали в балетных обзорах и рецензиях XIX века. В этой прелестной и похвальной «отчетливости» был едва уловимый оттенок ученического, милая старательность, усердие способной и очень прилежной ученицы – лучшей, первой.

Вспоминая Екатерину Максимову, сейчас говорят – она была знаменита, известна, любима. Это правда. Ее хрупкость и невесомость в танце поражала всех. Век балерины короток, но она радовала нас танцем и тогда, когда ей было шестьдесят. В семьдесят она оставалась необыкновенно красивой женщиной. Забыть Максимову невозможно.


Новости в этой категории

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Зазеркалье — о «русской оккупации» Крыма

Полностью переформатировать сознание, выдать чёрное за белое, зеркально поменять нравственные полюса — большая, продолжительная, но вполне выполнимая задача. Никогда не мог подумать, что технология «цветных…

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Поздравляю всех с успешным Олимпийскими играми в Сочи!

Впервые в истории мы опередили всех по количеству побед. Мы показали, что можем и строить, и принимать, и побеждать. Теперь у нас есть лучшая в…

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

На службе технологий манипулирования массовым сознанием

Опубликовал его некий украинец Олег Леусенко, содержание постов которого носит исключительно односторонний антироссийский характер. В нём мало чего о самой Украине без привязке к России,…